Новости

Очерк о походе на Эльбрус

Началось наше путешествие задолго до его фактического начала. Где-то в сентябре 2014 года сформировалась идея - сходить на Эльбрус с целью акклиматизации для последующего восхождения на Пик Ленина. Поход мы запланировали на май этого года. К началу 2015 года уже определились с составом команды: Николай Чиж - руководитель, Михаил Добролет - завхоз, Михаил Молочко - мед.брат, Константин Ярошевич - казначей, Андрей Добролет - зам. по групповому снаряжению, и я - ремонтник. Все - бывалые путешественники. Основное снаряжение у всех было, докупали только кое какие мелочи. Я с нуля собирал все необходимое для рем.набора. Закупился кучей всяких запчастей. Приводить перечень не буду, есть более подробные отчеты о путешествиях, из которых я черпал состав набора. Вышло килограмма 2,правда из них в походе пригодились только иголка с ниткой, клей и скотч.

И вот подходит к концу последний день перед отъездом… Вылет в 9 утра. Пора и рюкзак собирать! Думал за пару часов уложусь, поэтому не торопился приступать к этому занятию, занимался какой-то ерундой. Собираться начал часов в 9 вечера. Когда в 3 часа ночи я со слипающимися ото сна глазами застегнул последнюю пряжку на рюкзаке, я очень пожалел, что не начал раньше. Спать оставалось часа 3.

1-е Мая. Начало путешествия. Ранее утро. Дороги пустынны. В аэропорту народу прилично. Все стремятся покинуть душный город. Но вот самолет отрывается от взлетной полосы, устремляя меня к заветной цели путешествия - Эльбрусу. По прилету меня встретил Михаил Молочко, он уже 2-ю неделю подлечивал в Пятигорске свои суставы. До приезда основной группы оставалось еще часа 4, и мы успели сгонять в Пятигорские сероводородные ванны, из которых вылезать пришлось с большим усилием воли, т.к. теплая целебная вода расслабляла тело и душу, размягчая волю к победам. Но вот наконец мы объединились с основной группой и помчались на газели к подножию Эльбруса. Вечером заселились в гостинице Альпина в поселке Азау. Работники гостиницы что- то напутали перед нашим приездом, и нам выделили один стандартный 3-х местный однокомнатный номер и один 3-х местный 2-х комнатный полу-люкс, хотя изначально планировалось по-другому. Сразу нарисовался кубрик, в котором мы отметили начало нашего путешествия.

2-е Мая. Погода - супер! Солнечно! На небе лишь воздушные кудри облаков. Пошли на первую акклиматизационную вылазку. Кто-то дошел до станции Кругозор, затем доехал на фуникулере до Мира, кто- то до станции Мир пешком, но, в итоге, все встретились на станции Мир, пофотографировались. Оценив длину и крутизну горнолыжных трасс, решили на следующий день покататься на лыжах. Когда еще выпадет такая возможность - покататься на лыжах по склонам Эльбруса?!

3-е Мая. Ура! Я встал на лыжи! Первый раз в жизни я ехал со склона на горных лыжах. Сколько натерпелся! Сколько раз думал: “Лучше бы я пошел с другой половиной группы в пешую прогулку!” Тем не менее среди бесчисленных моментов напряжения и страха удалось испытать эйфорию от скоростного спуска по заснеженному склону. Падал много раз, но, слава богу, ничего не сломал, не подвернул, не ушиб (больше всего боялся, что какая-нибудь травма поставит крест на предстоящем восхождении).

4-е Мая. Мы покидаем теплые уютные гостиничные номера и с рюкзаками полными снаряжения и сердцами полными надежды отправляемся в район Приюта 11, для дальнейшей акклиматизации. Погода встретила нас неприветливо. Ветер и снег. Но это не помешало нам покидать рюкзаки в жилые вагончики, одеть кошки и выдвинуться на акклиматизационное восхождение к скалам Пастухова. Погода постоянно менялась. Иногда проглядывало солнышко, и удавалось сделать снимки. Где -то за пределами тропы я подобрал сломанную вешку и приспособил ее как флагшток для нашего моржового клубного флага. Воткнул его в свой рюкзак, получился импровизированный парус. Правда в день восхождения мне этот парус изрядно мешал, дул приличный ветер стремясь меня стянуть за этот парус со склона. Но зато вышло довольно эпично. Через пару часов я добрался до верхней отметки скал Пастухова. Не успел насладиться отдыхом и припасенными орехами, как меня догнали Миша Добролет и Николай Чиж. Сделав еще несколько снимков, поспешили обратно вниз к своим товарищам (они уже повернули назад, не достигнув скал Пастухова: кто то натер ногу, кто то словил «горняшку»). Нагнали мы их уже чуть ниже Приюта-11. Они встретили нас как манну небесную - уже 2-й час бесплодно пытались найти дорогу в лагерь, который находился где то правее тропы метров 200 (никто же утром не догадался отметить ту вешку на тропе, у которой надо поворачивать к лагерю). Видимость метров 30, и найти в густом снегопаде дорогу домой было непростой задачей. Но опытнейший путешественник Михаил Добролет не растерялся, выстроил цепочку из людей на пределе видимости и мы быстро нашли свой дом. Кружилась голова, подташнивало. А когда я вернулся в вагончик, еще и голова разболелась. Похожие симптомы были у всех. Это признаки горной болезни - нехватка кислорода при быстром наборе высоты. За ужином составили план на следующий день: Костя гуляет вниз до станции Мир и обратно (он сильнее всех страдал от «горняшки»), Михаил Молочко и Андрей делают акклиматизационную вылазку на скалы Пастухова или выше (как получится), я, Николай Чиж и Михаил Добролет поднимаемся до седловины и ставим там палатку, ночуем, и на следующий день, дождавшись наших товарищей, идем все вместе на восточную вершину.

5-е Мая. Пурга. За ночь намело так, что дверь с трудом открыли. После завтрака наши товарищи по плану ушли на акклиматизационную вылазку. Мы остались ждать улучшения погоды, т.к. в таких условиях подняться на седловину и поставить палатку было нереально. Я был настроен по боевому. Николай Чиж, наоборот, смотрел на эту авантюру скептически. После 3-х часов ожидания ветер немного стих. Решено на снегоходах доехать до скал Пастухова, а оттуда выдвинуться на седловину. “Такси” не заставило себя долго ждать и за 800 руб. с человека мы на двух снегоходах ринулись вверх по склону. Мчаться по такой пурге вверх по склону удовольствие не из приятных. При том что с каждым метром видимость снижалась, а ветер усиливался. Наше такси не доехало даже до нижней отметки скал Пастухова. Высадили где- то посреди белой пустыни, которая заполняла все пространство вокруг: снизу, сбоку, сверху. Лишь вестибулярный аппарат давал ориентацию где верх, а где низ. Сильный ветер едва не сбивал с ног. Следующей вешки на тропе не наблюдалось ни вверх, ни вниз. О том, что мы все еще на тропе, напоминали лишь быстро заметаемые следы снегоходов да одинокая красная вешка. Куда идти дальше, не рискуя заблудиться, было не понятно. Подтянув стропы на рюкзаках пошли вверх по склону («мои гиды» как- то ориентировались в этой снежной каше). Не прошли мы и ста метров, как к нам навстречу вышли наши товарищи ушедшие на акклиматизационную вылазку. Они успешно добрались до скал Пастухова и теперь спускались назад. “Там еще хуже!” - сказали они. “Ну что я вам говорил?!” - воскликнул Николай Чиж. Решили не геройствовать, спустились вниз. А внизу уже штиль! И погода наладилась! Я спустился до бочек и предпринял попытку зарегистрироваться на предстоящую альпиниаду, но главный судья отказал- это надо было делать еще внизу в Азау, сейчас уже поздно. Ну и ладно. Зато на бочках познакомился с Костей Ивасенко - альпинист одиночка. Он бы и рад с группой ходить, да в его селе нет больше желающих. Он так же, как и я нес флаг на вершину. Только я нес флаг клуба, а он флаг ДНР. На обратном пути в альп-лагерь (а жил он чуть выше Приюта-11 один в палатке) уговорил его завернуть к нам в гости на чай. Накормили, напоили человека, пообщались, я подарил ему свои запасные теплые носки. Расставались уже лучшими друзьями!

6-е мая. Ночь. Ветер утих. Видимость отличная, но еще темно. Однако по склону уже растянулась цепочка огней - судьи и первые альпинисты уже выдвинулись вверх по склону. Наша группа тоже растянулась. Выходили парами с интервалом в 20-30 минут. Замыкали шествие наши гиды - Чиж Николай и Добролет Михаил. Я их не ждал, т.к. эти “лоси” могли с легкостью меня догнать и перегнать. Да и погодные условия не благоволили ожиданию, ветер и мороз быстро выдували из тебя тепло. Спасало только постоянное движение. Сильно мерзли руки и лишний раз их доставать из перчаток не хотелось, но ради того, чтобы запечатлеть рассвет в горах, это стоило сделал.

А вот так выглядел Эльбрус вниз и вверх по склону. Видно, как от станции Мир до скал Пастухова и дальше вверх растянулась цепочка людей.

Народу было много. Но каждый шел погруженный в свои мысли, тихо борясь с головокружением, холодом и самим собой. Наконец бесконечная косая полка осталась позади, и вот она - седловина, где можно отдохнуть, выпить чаю, дождаться товарищей! Ты уже над облаками. До заветной вершины осталось всего несколько сот метров.

Прождав товарищей полчаса, я уже начал движение на западную вершину, но тут услышал позади, как кто то едва слышно произносит мое имя. Я даже подумал, что мне показалось, но все же обернулся - на седловину выходил Михаил Молочко. Он узнал меня по флагу и отчаянно звал. “Наконец знакомые лица!” - обрадовался я. Миша шел бодрячком, но пожаловался на то, что ноги мерзнут. Следом за ним подтянулся Костя. Выглядел бледно и с мутным взором. Кружка горячего чая и отдых не вдохновили его на продолжение пути, и они с Мишей повернули обратно. А я, пообщавшись с Мишей, набрался храбрости и изменил направление движения, тем более, что с восточной вершины как раз спускалась группа туристов. Двинулся по неизвестной мне дороге, туда, где редко ступает нога альпиниста - Восточная Вершина Эльбруса. О том, как идет тропа не имел ни малейшего представления, знал только, что начитается она где с другой стороны седловины. Туда и пошел. Наконец мой путь пересекся с путем тех людей, что спускались, и стало понятно, что по характерным следам, оставленным их кошками, я найду дорогу на вершину. Тропа виляла между камней. Временами следы становились едва заметными. Я все ждал, что увижу внизу своих отставших товарищей. Но по мере продвижения вверх надежда на совместное покорение вершины таяла. И вот последний поворот и выход на вершинное плато! Ура! Заветная цель достигнута! Закрепил флаг и с стал делать фотки, пока пальцы совсем не закоченели.

Назад уже спускался с чувством исполненного долга. Пройдя косую полку, встретил Мишу и Андрея. Они ждали меня, переживали. Оказалось, в этот день было три несчастных случая - срывы с тропы. В одном из случаев сильно пострадала девушка, разбила голову. Всему виной пробка, образовавшаяся на узкой тропе на западную вершину. Выяснилось, почему меня никто из группы не догнал. У каждого были свои причины: кто ногу натер, кто кошку отдал спортсмену, идущему на призовое место.

А спускаться, скажу я вам, труднее чем подниматься. Ноги уже не слушаются, подкашиваются, хочется завалиться где-нибудь в сугроб и проваляться там часок-другой.

Но вот все трудности позади. В душе подъем от гордости - взята очередная вершина! И радость от мысли - впереди ждет еще более высокая и неприступная вершина. Ждет... И манит своим величием и неприступностью, бросая вызов нашим амбициям.